Законы казахов в Казахском ханстве

Редактор

Законы казахов в Казахском ханстве

ЖЕТЫ ЖАРҒЫ

Законы Тауке хана ( по А. Левшину)

В истории казахского права ханского периода (15-19вв) известен только один законодательный памятник — Жеті Жарғы ( Семь Установлений)

По одному из казахских преданий хан Тауке в 17 веке собрав для совета своих главных 3х биев — Толе би ( Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би ( Младший жуз) и обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры , составил и утвердил эти законоположения.

Насколько нам известно, у самих казахов Жеты Жаргы не было записано. Оно дошло до нас в поздних записях русских ученых и известно в двух редакциях, отличающихся вариациями текста и неодинаковым количеством и порядком статей. :

1) Одиннадцать фрагментов этого » Уложения » записанные в 1804 году со слов » старшины яппасского рода » Кубека Шукуралиева, были опубликованы в 1820 г. Г. Спасским на страницах издаваемого им » Сибирского Вестника »

2) Текст второй редакции » Жеты Жаргы » приводится в сочинении известного знатока истории и быта казахов А. Левшина (34 фрагмента Уложения)

Между тем и наиболее полная запись А. Левшина не представляет » Жеты Жаргы» в первоначальном его виде. Он записал » Уложение» хана Тауке спустя более ста лет после его составления, что конечно , не могло не отразится на точности его передачи.

Тем не менее, учитывая то обстоятельство, что многие исследователи изучали Жеты Жаргы исключитетельно по записи А. Левшина и тот факт, что его книга , изданная в Санкт-Петербурге в 1832 году, давно стала библиографической редкостью, представляется необходимым воспроизвести здесь все 34 фрагмента Жеты Жаргы в его записи.

———————————————-

А. Левшин . Описание киргиз — казачьих , или киргиз-кайсацких орд и степей. Часть третья. Этнографические известия. СПб. 1832 , с. 170 — 178 .

» Сей золотой век о котором вспоминают они ( казахи , прим. А. Г. ) со вздохами , есть царствование знаменитого хана их Тявки ( Тауке) , который если верить преданиям , был действительно в своем роде Гений и в летописях казачьих должен стоять на ряду с Солонами и Ликургами. Усмирив волновавшиеся долго роды и поколения, он не только ввел в них устройство, порядок, но и дал им многие законы.

Киргизы ( казахи) Большой и Средней орд утверждают, что народные законы их древнее хана Тявки.

Не останавливаясь на изысканиях о том, кому принадлежит первенство законодательства киргиз-казачьяго, изложим суть онаго. (34 фрагмента)

1) Первое место в нем занимает закон возмездия , за кровь мстить кровью , за увечья таким же увечьем.

2) За воровство, грабеж, насилие, прелюбодеяния казнить смертью.

3) По сим постановлениям родственники убитого имеют право лишать жизни убийцу, а отрубивший руки, ногу, ухо и проч. должен быть лишен той же частью тела . Впрочем наказания могут быть смягчаемы по приговорам судей , или согласно истцов , и тогда преступник наказывается только установленною за всякое преступление платой. Убийца возвращает себе жизнь платя кун , т. е . отдавая за каждого убитого мужчину 1000 , а за женщину 500 баранов. Узувечивший, или отрубивший другому какой-нибудь член, платит равным образом определенное число скота . Большой палец стоит 100 баранов, мизинец — 20 и т.д.

4) Кто убьет султана или ходжу , тот платит родственникам убитого кун за семь человек. Обида султана или ходжи словами , наказывается пенею в 9 скотин , а за побои 27 скотин.

5) Если жена умертвит мужа, то она непременно предается смертной казни , от которой не может спасти заплата куна, если родственники не простят ее. Из правила сего исключаются беременные жены , которые за убийство мужей не наказываются , но навсегда предаются презрению и почитаются безчестными. Если муж убьет жену, то он может избавиться от казни заплатив кун.

6) Родители за убийство детей своих ни в чем не наказываются ; но женщина умертвившая от стыда младенца , незаконно прижитого предается смерти.

7) Самоубийцы погребаются в отдельных местах.

8) Ежели женщина будет сбита с ног всадником и изувечена, и от того родит мертвого младенца , то с виновного взыскивается плата по следующему расчету : за младенца до 5 месяцев за каждый месяц по одной лошади ; а за младенца от 5 до 9 месяцев за каждый месяц по одному верблюду.

9) Изнасилование равняется убийству , и потому подвергает виновного смертной казни , или заплате куна мужа за жену и родственникам за девицу ; но женитьба на изнасилованной девице и уплата за нее калыма избавляет преступника как от смертной казни, так и от куна.

10) Муж заставший свою жену в прелюбодеянии может ее убить, и если сделает сие тотчас по открытии преступления остается безнаказанным. Во всяком другом случае он может просить судей о приговора к смертной казни неверной жены и её соблазнителя, если преступление их доказано ; если же 4 благонадежные человека присягнут за них в невиновности, то суд не подвергает их никакому взысканию.

11) Увезший чужую жену без ее согласия карается смертью или взысканием куна ; а если похищение последовало с согласия увезенной, то похититель может удержать ее заплатив мужу калым, и доставить ему сверх того девицу, без калыма.

12) Обидевший женщину обязан просить у нее прощения , а в случае отказа в оном платить безчестие.

13) Кровосмешение подлежит смертной казни ; но она заменяется наказаниями по приговору семейства, ибо преступления подобного рода не предаются на рассмотрение сторонним людям.

14) Богохульника, изобличенного семью свидетелями, должно убивать каменьями.

15) Ежели кто приимет христианскую веру, у того родственники отнимают все его имение.

16) Над рабами владельцы имеют неограниченное право жизни и смерти. Жалоба раба на господина нигде не приемлется.

17) Сына осмелившегося злословить или бить отца или мать свою сажают на черную корову , лицом к хвосту, с навязанным на шею старым войлоком, корову сию водят вокруг аулов и сидящего на ней бьют плетью ; а дочь связывают и предают матери для наказания по её произволу.

18) Изобличенный в воровстве возвращает трижды девять (27) раз украденное и наказание сие называется айбана . Если покража состоит в скоте, то виновный должен придать к верблюдам одного пленного, к лошадям одного верблюда, к овцам одну лошадь. Сто верблюдов равняется к 300 лошадям и 1000 овцам.

19) Кто сделал и воровство и убийство вместе ,тот платит за два преступления.

20) Жена и дети, знавшие о воровстве мужа или отца и недонесшие до него , не подвергаются никакому взысканию , ибо на старшего в семействе не позволено доносить.

21) За убитую охотничью собаку или беркута , хозяин может требовать невольника или невольницу.

22) Ежели сын, отдельный от отца, умрет бездетен, то имение его поступает к отцу его. Малолетние дети отдаются в опеку ближайшим родственникам , а если их нет посторонним надежным людям.

23) Духовные завещания делаются при родственниках и муллах.

24) Лошади, коровы и овцы, бывшие в чужих руках , взыскиваются с приплодом , какой был, кроме скота, барантою угнатого, а для удостоверения в том, что нет утайки, требуется от передержателя присяга.

25) Разбирать ссоры и произносить приговор над виновным должны , если не сам хан, то правители или старейшины тех аулов , к которым принадлежат истец и ответчик, приглашая к разбирательству еще и избранных обеими сторонами двух посредников.

26) Если ответчик имеет подозрение на судей, он может их устранить.

27) Если ответчик к суду не явится или присужденной пени заплатить не может, то она взыскивается с его родственников или с его аула , представляя оному право возвратить свою потерю совершением над виновным судебного приговора.

28) Для удостоверения в преступлении требуется не менее двух , и иногда трех свидетелей. За отсутствием свидетелей, позволяется прибегать к присяге ; но давать оной ни истец, ни ответчик за себя не могут ; за них должны присягать люди , известные своей честностью. Если же никто за обвиненного не присягает, то он осуждается. Женский пол , равно как работники, слуги и рабы к свидетельству не допускаются.

29) Судьям и посредникам, за решение дела положено давать 10-ю часть всего иска.

30) Если осужденный не исполняет приговора суда , или начальник аула умышленно уклоняется от разбирательства дела и тем покровительствует преступнику, то истец получает право с разрешения своего старейшины произвести баранту, т.е. с родственниками или ближайшим своими соседями ехать в аул ответчика и тайно отогнать к себе скот его ; но, возвратясь домой, должен объявить о том своему начальнику , который наблюдает, чтобы количество возмездия было соразмерно иску.

В дополнение к сим законам, должны быть присоединены следующие достопамятные постановления хана Тявки :

31) Чтобы сам хан, равно как и все султаны, старейшины и правители родов собирались осенью в одно место , в средине степи, для рассуждения о делах народных.

32) Чтобы ни один киргиз (казах) не являлся в собрания народные иначе, как с оружием . Безоружный не имел голоса, и младшие могли не уступать ему места.

33) Чтобы всякий, могущий носить оружие, ( кроме султанов) платил хану и правителям народным 20-ю часть своего имущества , ежегодно.

34) Всякому поколению, роду и отделению иметь свою собственную тамгу ( знак, заменяющий герб) . Тамги сии тогда же и розданы , с обязанностью накладывать их на весь скот и имущество , для различения, что кому принадлежит. »

Таково содержание » Уложения » хана Тауке в записи А. Левшина.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

В Атырау установили памятник  степному растению «кумаршык»

Законы казахов в Казахском ханстве ЖЕТЫ ЖАРҒЫ Законы Тауке хана ( по А. Левшину) В истории казахского права ханского периода (15-19вв) известен только один законодательный памятник — Жеті Жарғы ( Семь Установлений) По одному из казахских преданий хан Тауке в 17 веке собрав для совета своих главных 3х биев — […]

Подписка