Талтус Таласбека Асемкулова
Хочу рассказать о Таласбеке Асемкулове. К сожалению, его знают немногие. Он сделал многое для возрождения казахской культуры. Потомственный кюйши, писатель, кинодраматург, исследователь музыки, истории, этнографии, мифологии, литературный и музыкальный критик, переводчик с казахского языка на русский, музыкальный мастер по созданию домбр. Во всех этих своих ипостасях он в негласном рейтинге был одним из лучших в стране и при этом был малоизвестен широкой публике, прожил трудную, полную невзгод жизнь. Потому что его с рождения готовили к миссии − реабилитации традиционной казахской музыки. Этой миссии он посвятил всю свою жизнь: вернул казахам 57 забытых кюев, самый древний из которых относится к XIII в, создавал собственные кюи, написал восемь томов прозы и исследований, посвященных в основном музыке, консультировал этномузыковедов, негласно обучал молодых музыкантов тонкостям традиционного исполнительства.
Свое понимание музыки Таласбек сформулировал так: «Для казахов мир создан из музыки, из кюя. Весь этот мир как будто изливается огненной лавой из кобыза Коркута. Звучащий кюй — это только проявленная часть музыки. Весь мир — взгляд ребенка, мольба человека, пришедшего к твоему порогу, за которым, быть может, гонятся враги и который, быть может, последний в роду, — это тоже музыка, прекрасная и печальная… Чтобы правильно оценить музыку, надо поставить ее рядом со смертью. Только то есть музыка, что не потеряется, будет стоять вровень со смертью».
Книги Таласбека можно приобрести у Зира Наурзбаева:
Роман «Полдень» («Талтүс») в переводе Зиры Наурзбаевой.
Роман «Полдень» (2003) − единственная изданная при жизни автора книга. Роман автобиографический, рассказывает о детстве и юности Таласбека. Действие происходит в 1960-ых годах в Восточном Казахстане, неподалеку от Семипалатинского ядерного полигона. Конечно, автор тщательно отбирал материал для романа: опустил наиболее трагичные моменты жизни главных героев, а также мистические эпизоды, свидетелем которых был в юности, чтобы не отвлекать внимания читателя от главного – музыки. Взросление мальчика, рассказы стариков о музыке, о старине, о гражданской войне, голодоморе, ГУЛАГе, о кузнечном искусстве, о традициях и обычаях, легенды и мифы, психология тонко чувствующего мальчика, усыновленного дедом, остро воспринимаюещего насилие в семье, первая любовь и смерть приемного отца — содержание романа.
Третий том Сочинений: кинороманы «Биржан-сал» (Казахфильм, 2008), «Кунанбай» (Казахфильм, 2015), «Царица Томирис», «Жезтырнак», «Смерть ханского коня», рассказ «Смирение» о юности и первой любви кюйши Таттимбета. Разумеется, киносценарии шире поставленных фильмов.