Мир гораздо ближе, чем кажется! И только ограниченность мышления создает рамки и границы между народами. Попытаюсь разорвать их и показать нашу культуру, чтобы она стала более понятной, не такой далекой и чужой… При этом, я больше всего боюсь быть не объективным, хммм, буду писать так как оно есть. Постараюсь не идеализировать, мы не были святыми, но при этом осознавая, что наша культура, наш мир — это огромное «явление» в мировой истории человечества на протяжении почти 3000 лет.
Начнем.
Есть такой лингвистический инструмент, называемый «список Сводеша», для оценки степени родства между различными языками и вы поразитесь насколько сильно влияние, скажем так, «востока» на русский язык и культуру. К тому же о родстве языков можно проследить по этимологическим словарям Шиповой, Фасмера, Шанского, Черных и т.д.
Так же это можно проследить на символах и атрибутах русской культуры, такие как: шапка ушанка, кокошник, балалайка, валенки, матрешка и т.д. При этом стараться смотреть максимально объективно, не предвзято и отбросить идеологические взгляды присущие европоцентризму. И открыть для себя совершенно другой мир…
Ещё одним показателем родства являются фамилии — как наследие рода. Это отчетливо видно на элите Московского ханства, огромное количество правителей, дворян, купцов, административные чины носили восточные фамилии. Такие как потомки: мурзы Мамая(Глинские), мурзы Казнака (Казнаковы), Скрылея( Колокольцевы), мурзы Саина (Булгаковы), мурзы Исахара(Загряжские), Юшковы, Суворовы, Апраксины (от Салахмира), Давыдовы, Юсуповы, Урусутовы, Аракчеевы, Голенищевы, Огарковы, Кутузовы, Бибиковы, Чириковы, Чаадаевы, Татищевы, Шереметевы и т.д. Среди писателей: Карамзин, Аксаков, Тургенев, Куприн, Ахматов, Бунин, Гоголь, Толстой, Салтыков, Тютчев. Данные перечисления можно продолжать очень долго. Именно они создали современную русскую культуру. Печально, но данную тему в России не особо горят исследователь, хотя она имеет колоссальный научный интерес. Приведу ниже список дворян тюркского происхождения. Золотоордынский период один из ярких в русской истории и один из самых политизированный. Я прекрасно понимаю российских ученных, которые воспринимают всю историю Золотой орды сквозь призму своей истории и своих стереотипов. Но российские земли, для орды были совершенно вторичны, они были периферией. А вот Хорезм, Средняя Азии, Кавказ, Крым были куда важнее и экономически были гораздо развитие. Ведь земли на Руси были скудные и торговля была не развита. Ведь доступа у Руси при половцах (кыпчаках) особо к ним не было. Но после вхождение в единое государство открылись колоссальные возможности. То, ради чего нужно было воевать, чтобы получить место под солнцем, теперь доставалось проще. Высвободились людские ресурсы, получили передышку, помощь в борьбе с крестоносцами. Раздробленные княжества были объединены. Именно в этот период православие получила независимость от Византии и расцвела пышным цветом. Начался экономический рост.
Российское общество, в какой-то степени, живет в некой изоляции от «востока/Азии», абсолютно не понимая, что тут происходит и не знают нашу историю. Эти процессы начались ещё со времен Петра I, когда он прорубал окно в Европу, прекрасно осознавая какой рывок она совершила, открыв морские пути. В тот момент, пока восток истреблял друг друга, утопая в крови междоусобных войн из-за увядание торговых путей и в борьбе за оставшиеся скудные ресурсы. И именно с этого момента Московское ханство/царство поворачивается спиной к востоку и через форточку прыгает на встречу Западу, всячески пытаясь забыть и избавиться от наследия своего отца (Ата). Ярким примером этого являются труды отца основателя истории государства Российского — Карамзина (потомок Кара-мурзы). Который несмотря на свое тюркское происхождение всячески пытался от него откреститься, осознавая, что экономический и научный вектор сменился на запад. Эти процессы происходят по сей день, но теперь экономический и со временем научный потенциал перемещается на восток, уверен в скором времени все измениться.
Шапка ушанка (Тымак, Тумак, Малахай) — тюркский/монгольский головной убор, теплая и довольно практичная. Если жарко, то можно уши завязать на макушке или на затылке. Козырек на лбу при отвороте защищает от дождя или от солнца. В бою поверх шапки одевали шлем, а если не позволяли финансы, то в налобный козырек вшивали металлическую пластину (наподобие самурайского хитайате) т.к. значительное количество сабельных ударов при фехтовании приходятся на эту часть тела. У кочевых народов есть игра «тымак» (по-туркменски «тумак»), когда на полном скаку нужно сбить ногайкой шапку, у казаков тоже есть подобная игра. Отсюда кстати на Руси фраза «надавать тумаков», т.е. надавать по шапке (побить). Кстати у казаков «тумак» — удлиненный верх казачьей шапки, падающий клином на бок, со вложенным в него стальным каркасом или каким-либо твердым предметом защищал голову от ударов шашкой.
Тафья (каз. тақия) — маленькая шапочка из сафьяна, сукна, атласа, бархата или парчи, украшенная золотом и жемчугом, прикрывавшая только макушку (как тюбетейка). Их носили обычно летом или в комнате или под шапкой зимой, и только знатные люди, ордынского происхождения.
Тафья в наряде Московского улуса господствовала в XVI ст., когда любил носить ее и царь Иван Грозный и дело дошло до того, что в тафьях стали входить и в церковь и стояли на богослужении, что строго было воспрещено правилами Стоглавого Собора.
Кокошник, если спросить у любого россиянина, что такое «кокош», если в русском языке производные от данного слова и он вам никогда не ответит. Дело в том, что это татарское слово, переводиться как курица (гребень курицы). Когда пришли ордынцы, они принесли с собой и свою моду. Незамужние девушки начали заплетать одну косу, а молодухи две или вообще скрывать свои волосы, дабы их не украли. Начали белить лицо и румянить щеки, как это принято у ордынских, китайских или японских принцесс. Ведь если ты загорелая — значит бедная и работаешь на солнце, а если щеки не пышут румяном — значит ты больная.
Балалайка — происходит от слова «бала» (ребенок, дитё). На тюркское происхождение указывает фонетическая примета тюркских заимствований: сингармонизм гласных, практически в русском языке она даёт повторение одной и той же гласной в слове — башмак, батрак, балда, таракан, баклажан, балаган, балагур, баламут, багатур. Балалайка является более простой в производстве домброй и легкой в освоении, как раз для детей.
Калач — татарская выпечка. С приходом ордынцев Русь получает доступ к белой пшеничной муке, так как на Руси невозможно вырастить пшеницу, чтобы они себе там не фантазировали, но климат есть климат, хотя ячмень и рожь всегда пожалуйста. И вот ордынские кулинары и пекари показали как делать пельмени, манты и калачи из белой муки. А тех кто печет калач, татары называли «каласши» (на Руси калашники), точно так же как музыкант «бахши», работник «жұмысшы», певец «әнші», повар «аспазшы». Отсюда кстати на Руси и фамилия Калашников, его предки были татарскими пекарями калачей или продавали их. Здесь интересна поэма М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича», вообще Лермонтов мне нравиться своей любовью к деталям, каждое слово у него продумана, каждая мелочь существенна. В поэме говориться/поется о Иване Грозном, о его одном из самых сильных и удалых опричников Кирибеевиче (Керей — сильный, бей — военно-административный чин) и о купце Калашникове. И вот понравилась опричнику одна замужняя девушка и он пригорюнился, и заметил это Иван Васильевич. Начал расспрашивать, а опричник ему говорит, что понравилась ему молодуха, заплетающая две косы. Обычно те кто забыл свою же культуру и язык думают, что опричник обманул царя и скрыл, что девушка замужняя. Но Кирибеевич дважды сообщил царю, что она замужем, и царь дал ему перстень со своей руки, чтобы выкупить ее у мужа и ожерелье жемчужное для молодухи. Но купец Калашников заступился за честь своей жены и убил в кулачном бою опричника, при этом, дабы не опозорить имя своей жены не сказал царю за что его убил. Но царь знал и прекрасно все понимал, в конце он сдержал свое слово, что наградит одного из победителей. Чтобы его жена и дети не жили в позоре он казнил купца Калашникова. В этом основной смысл поэму о царе Иване Васильевиче и песнь была о нем.
Колпак (калпак) — летний головной убор из войлока. Есть разные разновидности, одни в виде панамы для защиты от дождя, особенно с распространением пороха, гранат и фитильных ружей в Орде. Подобные панамы/калпаки приняли на вооружение и европейцы, а чтобы в походе края панамы не мешали, они их загибали (например как Наполеон или Перт I). В Польше например такие панамы называются «брыляк», англ «cocked hat», фр. «tricorne», рус. двууголка или треуголка. Другая же разновидность в виде конуса или усеченного конуса. Кстати даже сейчас популярна у казаков, у киргизов, и даже в баню в России в таких же ходят. А ещё колпаком называют головной убор врачей или колбу.
И так можно перечислять до бесконечности: штаны (ыштан), деньги (тенге), колготки (колгот), колчуга (колджука — тонкие кольца), колбаса, чугун (цыгун), жесть (жаз), башмак, богатырь, брага, булат (сталь), бур (железное копье), кадык, кабак, карандаш, бумага, карман, кафтан, кинжал, кирпич, кобура, кулак, лачуга, лошадь, мишень, наждак, нашатырь, палач, палица, ревень, сарафан, сафьян, слон, сундук, таз, тайга, таможня, товар, казна, тюрьма, ура, Урал, утюг, фарфор, фата, фитиль, хабар, хозяин (ходжаин), чекан, чемодан, чердак, черпак, чулан, чулок, шалаш, шаровары, шашка, шашлык, ямщик, ярлык и т.д.