Яндекс.Метрика

Переброска части стока сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию (поворот сибирских рек)

Переброска части стока сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию (поворот сибирских рек) — неосуществлённый советский проект с целью обеспечения водой засушливых регионов страны. Один из самых грандиозных инженерных и строительных проектов XX века.

Содержание
1 Цели проекта
2 Характеристики
2.1 Канал «Сибирь—Средняя Азия»
2.2 Анти-Иртыш
3 История вопроса
4 Критика
5 Перспективы
6 См. также
7 Примечания
8 Литература
9 Ссылки
Цели проекта
Основная цель проекта состояла в направлении части стока сибирских рек (Иртыша, Оби, Тобола, Ишима и других) в регионы страны, остро нуждающиеся в пресной воде. Проект был разработан Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР (Минводхоз). В это же время готовилось грандиозное строительство системы каналов и водохранилищ, которые позволили бы перебросить воду рек северной части Западно-Сибирской равнины в Аральское море.

Цели проекта:

Транспортировка воды в Курганскую, Челябинскую и Омскую области России с целью орошения и обеспечения водой малых городов
Транспортировка пресной воды в Казахстан, Узбекистан и Туркмению с целью орошения;
Открытие судоходства по каналу «Азия» (Карское море—Каспийское море—Персидский залив).
Характеристики
Над проектом работали около 20 лет более 160 организаций СССР, в том числе 48 проектно-изыскательских и 112 научно-исследовательских институтов (в их числе 32 института Академии Наук СССР), 32 союзных министерства и 9 министерств союзных республик. Было подготовлено 50 томов текстовых материалов, расчётов и прикладных научных исследований и 10 альбомов карт и чертежей. Руководство разработкой проекта осуществлял его официальный заказчик — Минводхоз. «Схему комплексного использования вод бассейна Аральского моря» готовил институт «Средазгипроводхлопок».

Канал «Сибирь—Средняя Азия»
Канал «Сибирь — Средняя Азия» был первым этапом проекта и представлял собой строительство водного канала из Оби через Казахстан на юг — в Узбекистан. Канал должен был быть судоходным.

Длина канала — 2550 км.
Ширина — 130—300 м.
Глубина — 15 м.
Пропускная способность — 1150 м³/с.
Предварительная стоимость проекта (водоподача, распределение, сельхозстроительство и освоение, объекты АПК), равнялась 32,8 млрд рублей, в том числе: на территории РСФСР — 8,3 млрд, Казахстана — 11,2 млрд и Средней Азии — 13,3 млрд. Выгода от проекта оценивалась в 7,6 млрд рублей чистого дохода ежегодно. Среднегодовая рентабельность канала — 16 % (по расчётам Госплана СССР (Захаров С. Н.) и Совинтервода (Рыскулова Д. М.)).

Анти-Иртыш
Анти-Иртыш — второй этап проекта. Воду планировали направлять вспять по Иртышу, затем по Тургайскому прогибу в Казахстан, к Амударье и Сырдарье.

Предполагалось возвести гидроузел, 10 насосных станций, канал и одно регулирующее водохранилище.

История вопроса
Впервые проект переброски части стока Оби и Иртыша в бассейн Аральского моря был разработан выпускником Киевского университета Я. Г. Демченко (1842—1912) в 1868 году. Первоначальный вариант проекта он предложил в своём сочинении «О климате России», когда учился в седьмом классе 1-й Киевской гимназии, а в 1871 году издал книгу «О наводнении Арало-Каспийской низменности для улучшения климата прилежащих стран» (второе издание которой вышло в 1900 году).

В 1948 году российский географ академик В. А. Обручев написал о такой возможности Сталину, но тот не уделил проекту особого внимания.

В 1950-х годах казахский академик Шафик Чокин вновь поднял этот вопрос. Разными институтами были разработаны несколько возможных схем переброски рек. В 1960-х годах расход воды на орошение в Казахстане и Узбекистане резко увеличился, в связи с чем по данному вопросу были проведены всесоюзные совещания в Ташкенте, Алма-Ате, Москве, Новосибирске.

В 1968 году пленум ЦК КПСС дал поручение Госплану, Академии наук СССР и другим организациям разработать план перераспределения стока рек. В «Основных направлениях развития естественных и общественных наук на 1971—1975 годы»Изд. АН СССР (ДСП), 1969. среди важнейших проблем географических исследований упомянуты:

«Межбассейновая переброска разных вод для водоснабжения и регулирования режимов Азовского и Каспийского морей» и
«Борьба со вторичным засолением, прогноз общего режима Аральского моря».
В 1971 году вступил в эксплуатацию оросительно-обводнительный канал Иртыш — Караганда, построенный по инициативе Казахского Научно-Исследовательского института энергетики. Этот канал можно рассматривать как выполненную часть проекта по обеспечению водой центрального Казахстана.

24 мая 1970 года принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 612 «О перспективах развития мелиорации земель, регулирования и перераспределения стока рек в 1971—1985 гг.» «В нём была объявлена первоочередная необходимость переброски 25 кубокилометров воды в год к 1985 г.»М. И. Зеликин. История вечнозелёной жизни. — М.: Факториал пресс, 2001. — ISBN 5-88688-049-6

В 1976 году на XXV съезде КПСС был выбран конечный проект из четырёх предложенных и принято решение о начале работ по осуществлению проекта. В том же 1976 году Генеральным проектировщиком назначен Союзгипроводхоз, а обеспечение проектной деятельности включено в «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 гг.»

Для рассмотрения ТЭО «Территориальное перераспределение части свободного стока рек Оби и Иртыша» при Госплане СССР была создана Государственная экспертная комиссия АН СССР, ГКНТ при Совете Министров СССР и Госстроя СССР. Комиссия одобрила ТЭО Минводхоза СССР.

14 августа 1986 года на специальном заседании Политбюро ЦК КПСС было решено прекратить работы. В принятии такого решения сыграли роль и многочисленные публикации в прессе тех лет, авторы которых высказывались против проекта и утверждали, что он катастрофичен с экологической точки зрения. Группа противников переброски — представителей столичной интеллигенции — организовала кампанию по доведению до сведения людей, принимавших ключевые решения (Президиум АН СССР, Совет Министров), фактов грубых ошибок, допущенных при разработке всей проектной документации Минводхоза. В частности, были подготовлены отрицательные экспертные заключения пяти отделений Академии Наук СССР. Группа академиков подписала подготовленное активным противником проекта акад. А. Л. Яншиным (по специальности — геологом) письмо в ЦК «О катастрофических последствиях переброски части стока северных рек». Академик Л. С. Понтрягин написал личное письмо М. С. Горбачёву с критикой проекта.

По свидетельству Николая Байбакова, А. Н. Косыгин считал, что проект нанесёт непоправимый ущерб экологииВоспоминания последнего кремлёвского наркома.

В 2002 году идею призвал реанимировать мэр города Москвы Юрий Лужков. 4 июля 2009 года в ходе визита в Астану Юрий Лужков представил свою книгу «Вода и мир». Во время презентации книги Лужков снова высказался в поддержку проекта по переброске части стока сибирских рек в Центральную АзиюШаблон:Cite web.

В сентябре 2010 года Президент РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости восстановления разрушенной системы мелиорации: «К сожалению, система мелиорации, которая была создана в советский период, деградировала, была разрушена. Нам нужно будет её сейчас воссоздавать»Шаблон:Cite web. Медведев поручил правительству России разработать соответствующий комплекс мер, отметив: «Если засушливый период продолжится, то нам без мелиорации просто не выжить»Забытая мелиорация // Эксперт Online. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил российскому лидеру Дмитрию Медведеву вернуться к проекту переброски потоков сибирских рек в южные регионы России и Казахстана, обсуждавшемуся ещё в советское время: «В перспективе, Дмитрий Анатольевич, эта проблема может оказаться очень большой, необходимой для обеспечения питьевой водой всего Центрально-Азиатского региона». Медведев заметил, что Россия открыта к обсуждению различных вариантов решения проблемы засухи, включая «некоторые прежние идеи, которые в какой-то момент были спрятаны под сукном»Назарбаев возродил идею переброски рек Сибири на юг.

Критика
Шаблон:Нет ссылок в разделе По мнению специально изучавших этот проект экологовШаблон:Каких, осуществление проекта вызовет следующие неблагоприятные последствия:

затопление сельскохозяйственных и лесных угодий водохранилищами;
подъём грунтовых вод на всём протяжении канала с подтоплением близлежащих населённых пунктов и автотрасс;
гибель ценных пород рыбы в бассейне реки Оби, что приведёт в частности к нарушению традиционного образа жизни коренных малочисленных народов сибирского Севера;
непредсказуемое изменение режима вечной мерзлоты;
повышение солёности вод Северного Ледовитого Океана;
изменения климата, изменение ледового покрова в Обской губе и Карском море;
формирование на территории Казахстана и Средней Азии вдоль трассы канала массивов болот и солончаков;
нарушение видового состава флоры и фауны на территориях, по которым должен пройти канал.
Перспективы
По оценкам специалистов комитета по водным ресурсам министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, к 2020 ожидается снижение располагаемых ресурсов поверхностных вод Казахстана с 100 км³ до 70 км³. Когда в Афганистане закончится война, на свои нужды страна будет забирать воду из Амударьи, тогда в Узбекистане запасы пресной воды уменьшатся в два раза.

На пресс-конференции 4 сентября 2006 года в Астане президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что необходимо вновь рассмотреть вопрос о повороте сибирских рек в Центральную Азию.

Сегодня за осуществление проекта ратуют бывший мэр Москвы Юрий Лужков, президент Узбекистана и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Современные оценки стоимости Главного канала с инфраструктурой составляют порядка 40 млрд долл.

В октябре 2008 года Юрий Лужков представил свою новую книгу «Вода и мир», посвящённую возрождению плана переброса части стока сибирских рек на югЮрий Лужков представил свою новую книгу, однако по мнению члена-корреспондента РАН Виктора Данилова-Данильяна, подобные проекты лишь в редких случаях оказываются экономически приемлемыми«Питьевая вода и повороты рек», статья на официальном сайте РАН.

В ноябре 2008 года в Узбекистане состоялась презентация проекта судоходного канала Обь — Сырдарья — Амударья — Каспийское мореВ Ташкенте представили проект суперканала: от Карского моря до Персидского залива. Канал проходит по маршруту: Тургайская долина — пересечение Сырдарьи западнее Джусалы — пересечение Амударьи в районе Дашагуз — затем по Узбою канал выходит к порту Туркменбашы на Каспийском море. Расчётная глубина канала 15 м, ширина свыше 100 м, проектные потери воды на фильтрацию и испарение не более 7 %. Параллельно каналу предлагается также построить автомагистраль и железную дорогу, которые вместе с каналом образуют «транспортный коридор». Ориентировочная стоимость строительства судоходного канала и объектов производительных сил 100—150 млрд долл. США, длительность строительства — 10 лет, ожидаемая среднегодовая прибыль — 7—10 млрд долл. США, окупаемость проекта через 15—20 лет после окончания строительства.

Related Posts

Байконур

Конечно, вот очерк о Байконуре:Космическая гавань посреди степи: Очерк о БайконуреСреди бескрайних, звенящих от тишины степей Казахстана, там, где горизонт сливается с бледно-голубым небом, раскинулся город, чье имя навсегда вписано…

Аральское море

Аральское море: Трагедия и надежда посреди пустыниАральское море… Само его название когда-то звучало как символ величия и процветания региона. В середине XX века это было четвертое по величине озеро в…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You Missed

Экономика Казахстана демонстрирует впечатляющие темпы роста.

Экономика Казахстана демонстрирует впечатляющие темпы роста.

Мониторинг программы «Доступный интернет» по проекту Евросоюза

Мониторинг программы «Доступный интернет» по проекту Евросоюза

Мониторинг программы «Доступный интернет» по проекту Евросоюза

Темірхан Медетбек

Темірхан Медетбек

День Победы!

День Победы!

Подвиг Рахимжана Кокшкарбаева

Подвиг Рахимжана Кокшкарбаева