Наурыз: праздник весны и изобилия
О казахской культуре и национальных традициях
Праздник Наурыз является одним из древнейших праздников на Земле. Уже более пяти тысяч лет он отмечается как праздник весны и обновления природы многими народами Фронта и Центральной Азии, а по некоторым данным — и среди восточных славян.
Исторические сведения об этом празднике можно найти в трудах многих античных и средневековых авторов. Согласно восточной хронологии, это соответствует иранскому Новому году (Навруз). Из поколения в поколение традиции празднования Наурыза передавались казахами, узбеками и уйгурами. Таджики называли его «Гулгардон» или «Гульнавруз», татары — «Нардуган», а у древних греков он был известен как «Патрик», корни праздника можно найти в древних языческих обрядах. Сама по себе форма празднования глубокой древности несла в себе принципы любви к природе. Несмотря на рецепт, этот праздник сохранился в народной памяти и теперь приобрел новое духовно-этическое значение.
Согласно древней хронологии, этот день обычно совпадает с 22 марта — днем весеннего равноденствия. Поэтому казахи назвали март месяц — наурыз. Считалось, что в этот день в природе происходит обновление, гремит первый весенний гром, на деревьях распухают почки, дико растут зелень. Следует отметить, что Наурыз-Мейрам как нерелигиозный праздник весны и обновления имеет общие корни и параллели с проволокой зимы и многих других значимых моментов в жизни всех народов Казахстана. Если мальчики родились в этот день, их традиционно называли Наурызбай или Наурызбек, а девочек просто Наурыз или Наурызгуль. Если в этот день выпал снег, это считалось хорошим знаком. Даже девичья красота в легендах Казахстана сравнивается с белым снегом Наурыза, так как в марте мягкий пушистый снег обычно имеет особую белизну.
В далеком прошлом казахи называли Наурыз Днем Улуса — народа или Великого Дня Улуса. Он стал популярен среди людей: чем щедрее отмечается праздник Наурыз, тем лучше пройдет год. Отсюда и обилие праздничных обычаев и атрибутов. Накануне праздника весеннего равноденствия люди убирали жилье, расплачивались за долги, устраивали ссоры, потому что, как утверждали старики, когда Наурыз входит в свои дома, им следует избегать всех болезней и неудач. В ночь перед триумфом, чтобы пожелать изобилия молока, урожая и дождя, все контейнеры были наполнены молоком, айраном, зерном, родниковой водой, и в день Наурыза все старались быть в хорошем настроении, на встрече они обнялись, выразили свои наилучшие пожелания, чтобы все трудности и неприятности миновали их.
Празднование Наурыза началось с традиционного собрания рассвета, связанного с древним ритуалом — «Если увидишь источник, очисти его источник». Встречая рассвет, все взрослое население, молодежь и дети, подбирая лопаты, кетмени, собирались в специально отведенном для этого месте у источника или арыка и давали понять. Тогда все вместе под руководством почтенных стариков посадили деревья. В то же время, согласно сложившейся традиции, были произнесены слова: «Пусть дерево останется в памяти человека, а не стада», «Срубите одно дерево — посадите десять!».
После совершения ритуальных событий три человека в форме жыршыркеров обошли все улицы, площади, дворы и позвали всех на праздник. Они одеты в яркие праздничные костюмы. Это могут быть персонажи казахских сказок — Алдар Козе, Жиренше и красавица Карашаш. После этого началось праздничное шоу. Люди веселились, поздравляли друг друга в канун Нового года, желали друг другу добра, пели песни, которые давно сочинены специально для этого праздника — Наурыз Жыр, устраивали бой для мужчины с женщиной, соревнования в скороговорках — janyltpash, гадание загадки — жумбак.
В эти дни было приготовлено много еды, что символизировало процветание и изобилие в наступающем году. В полдень в фиксированном месте недалеко от деревни был убит бык, и из его мяса было приготовлено блюдо бел-котерер, что означает «выпрямляющий лагерь», потому что бык считался одним из самых могущественных животных, а еда из это дало людям силу и выносливость.
Дастархан накрывается в каждой семье. Еда была приурочена к полудню, до и после которого мулла читал молитвы в честь предков. По окончании, старший из присутствующих дал благословение (бат), чтобы из года в год благополучие не покидало семью. При праздновании Наурыза у казахов должна была быть цифра «7», которая олицетворяет семь дней недели — единицу времени вселенской вечности: семь чаш с напитком Наурыз-кожа, приготовленные из семи сортов семи злаков, были перед аксакалами Семь компонентов обычно включают мясо, соль, жир, лук, пшеница, курт, ирим-шик (творог).
Празднование всегда сопровождалось массовыми играми, традиционными скачками, развлечениями. Самыми известными и любимыми в народе были игры «Айкыш-уйкыш» («Навстречу друг другу») и «Аудары-спек», во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла. Праздник Наурыз не обходился без спортивной борьбы, участвовать в которой могли не только юноши, но и девушки. Девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее желания. В таких случаях Наурыз превращался в свадебные торжества.
Все люди, независимо от пола, возраста и социальной принадлежности, освобождались от повседневных обязанностей и на равных правах принимали активное участие в весельях и играх. В это время снимались всевозможные этические запреты во взаимоотношениях мужчин и женщин, даже те, что всегда существовали между старшим деверем (кайынага) и невесткой (келен). Ученые считают, что эта веселая игра ради забавы есть далекий отголосок свободных встреч и массовых совместных развлечений в дни возрождения умершей природы между двумя взаимообручающимися родами или фратриями, когда на короткое время снимались запреты и ограничения во взаимоотношениях мужчин и женщин.
День заканчивался представлением, где два акына в стихотворной форме состязались в песнях. Их состязания прекращались с заходом солнца за горизонт, когда добро побеждает зло. Затем разжигали костер, и люди с зажженными от него факелами обходили все окрестности селения, пели и плясали, тем самым завершая праздник весеннего обновления и равноденствия.
История праздника Наурыз имеет непростую судьбу. В эпоху сложения тоталитарной системы, когда все национальное было признано несущественным, а все упоминания о традиционном наследии причислены к анахронизмам и пережиткам древности, Наурыз мейрамы был отменен (1926 г.) Впервые после долгих лет забвения в Казахстане он праздновался в 1988 году и, как ни странно, получил широкий общественный резонанс. Официальное признание Праздник Наурыз приобрел 15 марта 1991 года после выхода Указа Президента Казахской ССР «О народном празднике весны — «Наурыз мейрамы». Президент страны объявил 22 марта, день весеннего равноденствия, праздничным днем — «Наурыз мейрамы». С этого времени началось широкое празднование «Наурыз мейрамы» по всей республике.
Безусловно, современные очертания праздника существенно отличаются от их прежнего содержания. Это не только театрализованные представления и богато убранные юрты, вкусно приготовленный наурыз-коже, но и проведение благотворительных акций, народно-спортивных игр, уход за зелеными насаждениями, посадка деревьев, очистка парковых и других зон отдыха, улиц и площадей.
В наши дни «Наурыз мейрамы» стал общенародным праздником весны, труда и единства. Сегодня этот праздник одинаково дорог всем народам, живущим в многонациональном Казахстане. Древний праздник Наурыз гармонично трансформировался в современную жизнь, сохранив преемственность традиций древности.