Казахи и калмыки

admin

Сайрагул Туржанова (Sayragul Turzhanova), магистр гуманитарных наук, преподаватель Атырауского государственного университета им. Х. Досмұxамедова
***
Во все времена мы недооценивали калмыков, на различных мероприятиях поднимая вопрос только об исторической войне между калмыками и казахами, и наши фильмы были только на эту тему. Кто же для нас калмыки? Говоря словами Магауина, «разве многие дочери калмыков, представителей иной для нас религии, не являются уважаемыми нами матерями»?
Матери Тауке-хана, Кабанбай-батыра – дочери калмыков. Мать Шыгай-хана – Абайхан-бегим – в молодости была калмыцкой красавицей. Мать Малайсары, одного из известных батыров Аблая, – тоже была калмычкой. Топыш-ханым, подарившая казахам Касыма-султана, такого же батыра, как Кенесары, также была дочерью калмыков. Бозтуган, мать Казтугана-жырау, – дочь калмыцкого родоначальника. Остановимся на каждой из них…

Одна из калмыцких девушек – Абайхан-бегим. Любимая жена Жадика-султана, сына Жанибек-хана. От их брака родились Шыгай-хан и Малик-султан. Об этом в своё время писал Кадыргали Жалаир: «Во времена правления Касым-хана жил и Жадик-хан. Во время столкновения на горе Жыланды его убил один из сыновей Шыгым-мырзы. Могила его находится в Ургенчи в местечке Бакырган ата. У Жадика-хана было много жён и детей, самые известные из его сыновей – Тогым-хан, Бокей-султан, Малик-султан. Матерью последнего и была Абайхан-бегим». Это подтверждает и Мухтар Магауин: «Шыгай-хан – первенец Жадика-султана, седьмого сына Аз-Жанибека-хана. Мать его, калмычку, звали Абайхан-бегим».

У Есим-хана был сын Касым-хан, оставивший в истории известный всем свод законов. Касым родился от жены Есима-хана – калмычки Дилхаш. Дилхаш была дочерью первого калмыцкого родоначальника Хо-Урлика (Койырлыка). В 1628-1632 годах Койырлык возглавив несколько калмыцких родов, сравнял с землей Ногайскую орду и образовал ниже реки Едиль Калмыцкое ханство. Сватовство к Дилхаш-ханум, дочери Койырлыка, показало единство и взаимопомощь казахов и калмыков того времени. Говоря о Койырлыке, нельзя не сказать о Казтугане, потому что Казтуган-жырау приходится внуком с женской стороны семейству Койырлыка. Кандидат исторических наук, Владимир Тепкеев, старший научный сотрудник Исторического центра Калмыкии, относящегося к Российской Академии наук, подтверждает, что мать Казтугана-жырау – калмычка. В своём толгау (размышлении) Казтуган-жырау сам говорит, что к матери его – Бозтуган – были посланы сваты.
***
Алаң да алаң, алаң жұрт,
Ақала ордам қоған жұрт,
Атамыз біздің бұл Сүйініш
Күйеу болып барған жұрт,
Анамыз біздің Бозтуған
Келіншек болып түскен жұрт.
Сказанное им подтверждается архивными документами. Так, в 1647 году ногайские мырза и калмыцкие родоначальники создали династийный союз. В результате этого, калмыцкий хан Дайчин, сын Койырлыка, отдал замуж свою дочь за жетисанского мырзу Салтамурата Тинбайулы. А брат Дайчина, родоначальник Лузан, просватал свою дочь за Суинши Абдоллаулы. Приведя в пример данные сведения, В. Тепкеев пришёл к заключению, что мать Казтугана – Бозтуган – калмычка.

Кто такой родоначальник Лузан? Сын Койырлыка, один из батыров, истребивших Ногайскую орду. В 1643 году ногайская волость Жетисан была зависима от Калмыцкой орды. С этого времени отец Казтугана-жырау Суинши Абдоллаулы служил калмыцким ханам. В феврале 1673 года хан Аюке (правнук Койырлыка) со своими родоначальниками встретился с правителями Астрахани и скрепил русско-калмыцкий союз. Калмыки, учитывая честность ногайских мырза по отношению к русским и праведное служение царю Суинши Абдоллаулы, попросили освободить сына Суинши из заточения в дворце Аманат. По записям В. Тепкеева, этим сыном и был Казтуган. Поэтому детство Казтугана, кажется, прошло в Аманате в Астрахани. Но сведений о точном времени заточения во дворце Аманат нет. Лузан – первый калмык, вторгшийся в Крымское ханство. В 1643 году он во главе 2000 калмыков и 500 ногаев выступил в поход. В 1651 году этот же Лузан тайшы во главе 15 000 калмыков и ногаев ворвались в Крымское ханство, в феврале 1652 году Лузан засвидетельствовал Астрахани завоевание Крыма калмыками.
***
Автор «Жети жаргы» Тауке-хан, живший в одно время с Казтуганом, тоже родился от калмычки. Шакарим Кудайбердыулы об этом писал: «Аз-Тауке сын Салкама Жангира от жены-калмычки». Точнее, Тауке-хан родился от брака казаха Салкама Жангир-хана и дочери начальника калмыцкого рода хошоуыт Кунделена. Доктор исторических наук, профессор Ахмет Токтабай пишет: «старый хан Батур пришёл к родоначальнику Кунделену с предложением объединиться, говоря, что дружит с Жангир-султаном и считает его своим сыном». Из этого видно, что зять родоначальника Кунделена уважает Жангира. У калмыков до сегодняшнего времени есть словосочетание «Ахаин табун барс». В браке правителя Хошоуыта Ханай Хонгора с Ахан-хатун родилось пять сыновей. В истории калмыков они остались как «пять барсов Ахай-ханум». Это были Байгабас-батыр, Кунделен Убаши, Гуши Номын-хан, Засакту чинг-батыр и Баян Отхон. Кунделен – второй из пяти барсов, в результате разрушительных жизненных перепитий лишился всего и уехал в Тибет. Там он состарился и умер в возрасте 120 лет.

Из истории известно, что пятый потомок Салкама Жангира – Абылай-хан имел 12 жён. Семеро из них – калмычки. Об этом воспел в своём произведении, посвящённом Абылаю, Бухар-жырау:
Қалмақтан алдың бір зайып,
Сүйегіңді жоғалтпас.
Абылайымсың алқатқан,
Отаның болсын жантақтан,
Қатының болсын қалмақтан,
Қосының болсын қазақтан.

Самая известная из жён-калмычек хана – Топыш-ханым. Она была сестрой джунгарского феодала Галдана Церена, дочерью Хошу-мергена. В 1741 году джунгары взяли в плен Аблая и держали его два года. Позже Галдан Церен освободил его и выдал за Аблая сестру Топыш. Так Топыш стала пятой женой Аблая. У Топыш родились Касым-султан и Камбар-султан. От Касыма продолжили род Саржан-султан и Кенесары-султан. Когда Аблай скончался, преемниками на трон были выдвинуты одновременно Уали и Касым. Родившийся от калмычки Касым-султан многое в своей жизни прошёл ради дела независимости казахов. И внуки Топыш-ханым сложили свои головы ради дела Независимости.
***
Мать одного из доверенных соратников Абылая, известного Малайсары-батыра, тоже была калмычкой. Отец Малайсары Токтауыл – богатырь, известный, как человек, поднявший верблюда и задушивший змею голыми руками. Он женился на калмычке Молдыр. Об этом писал краевед Женис Марданов: «У Токтауыла-батыра от жены-калмычки Молдыр родились Малайсары, Кайдауыл, Багыс, а от жены-казашки Алмы родились Карнак и Кобес». Малайсары и Гаухар родились от этой Молдыр. Сестра Малайсары Гаухар – жена Кабанбай-батыра. Может быть поэтому, являясь по матери родственником калмыков, Малайсары и завершил казахско-калмыцкие войны и начал устанавливать дружеские отношения между двумя ханствами, и даже пошёл послом к джунгарам. Чокан Валиханов писал, что джунгарский феодал Галдан Церен дал ему титул «тархан». Поэтому и Малайсары старался построить так называемый «золотой мост» между своими родными и родственниками матери.

Мы упомянули имя Кабанбай-батыра. Не только тёща, но и мать Кабанбая-батыра были калмычками. У калмыков был батыр Босмойын, погубивший жизни большое количество казахских мужей. На средней дочери Кунбике этого Босмойына был женат Кожагул-батыр. От этого брака и родился известный Кабанбай-батыр. У хана младшего жуза Каратай-султана, внука Абилхаир-хана, мать тоже была калмычкой. Каратай родился от брака Нуралы-султана с калмычкой по имени Рыс. К тому же, у Абилхаира-хана была жена-калмычка по имени Баян, от которой родился Шынгыс-султан. Об этом упоминал А.И. Тевкелев в своём труде «Поколенная роспись династий казахских ханов и султанов и описание родоплеменного состава трёх жузов». И. Ерофеева в своём труде «Хан Абулхаир» даёт конкретные сведения: «Чингиз-султан был сыном волжской калмычки Баян (Баяны), захваченной Абулхаиром в плен, вероятно, во время его походов против калмыков в 1723-1726 годах».
***
Как можно забыть многих калмыцких девушек, впоследствии ставших матерями, давшими жизнь и достойно вырастившими известных казахских личностей? Значит не зря восхвалял их Бухар-жырау, говоря, «пусть жена твоя будет из калмыков, а соратник-друг – из казахов». История останется историей, но как поколение XXI века сегодня мы наблюдаем дружеские отношения двух соседних стран, в том числе и в области образования и молодёжной политики двух держав. На сегодняшний день между Калмыцким государственный университетом имени Басана Бадминовича Городовикова и университетами Казахстана, а именно ВУЗами Уральска, Атырау и Караганды заключены двусторонние договоры о сотрудничестве.

Студенты из Казахстана получают прекрасное образование и имеют поддержку со стороны руководства Калмыцкого университета. Согласно двусторонним договорам между Калмыцким госуниверситетом и университетами Западного Казахстана и города Атырау по программе академической мобильности студентов в КалмГУ приезжают студенты для обучения и обмена опытом, магистранты из Казахстана в том числе проходят здесь практику. Можно сделать вывод, что тесное взаимообщение двух государств имеет положительный характер и предопределяет будущее этих отношений.
Текст скопирован из группы VK «Неономады. Великая Степь – Дух единения»: https://vk.com/neonomads

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

Начало Рамадан ( Ораза -2019

Сайрагул Туржанова (Sayragul Turzhanova), магистр гуманитарных наук, преподаватель Атырауского государственного университета им. Х. Досмұxамедова *** Во все времена мы недооценивали калмыков, на различных мероприятиях поднимая вопрос только об исторической войне между калмыками и казахами, и наши фильмы были только на эту тему. Кто же для нас калмыки? Говоря словами Магауина, […]

Подписка